Как формировать самооценку и умение говорить «нет»

 

Как формировать самооценку  и умение говорить …Однажды  именно с таким запросом ко мне обратилась мама девочки — подростка 11 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мама  обнаружила, что  будучи в летнем лагере, девочка не может сказать «нет» в ситуации, когда можно отказаться от общения с детьми, которые ей не нравятся, а также  в течение учебного года девочка прогибается под мнение более уверенной одноклассницы. 

Как формируется  самооценка ребёнка?  

Это  происходит на протяжении  всех лет впитывания ребёнком родительских установок:

  • ребёнок видит, как ведёт себя мама (папа) и копирует это поведение. Если у родителей много страхов, они тревожны, они не знают, как поступить в той или иной ситуации,  то и ребёнок становится неуверенным, тревожным, сомневается в себе и своём мнении.
  • ребёнок  чувствует  уважительное отношение к себе со стороны родителей и позиционирует себя, исходя из него, если стиль воспитания включает эмоциональное тепло и границы (правила, нормы).  
  • ребёнок смотрит фильмы, читает книги и накапливает  своё  понимание  и самооценивание к подростковому возрасту.

Я наблюдаю взрослых и детей и могу сказать, что самое важное в этом деле — как родители относятся к ребёнку. Родители с позицией критика, когда они всегда видят и обозначают, что ребёнок сделал не так (неправильно), скорее всего обнаружат рядом с собой неуверенного, оглядывающегося на мнение других человека. Родители, которые видят поступок ребёнок и учат его самого пониманию, к чему привело его поведение, то есть учат ребёнка думать, формируют рефлексию,  переносят центр анализа  внутрь ребёнка. Постепенно у него складывается свой взгляд на мир, на людей, их поступки и своё мнение он будет высказывать, не страшась критики.

Ещё один важный момент — это биополе родителей и ребёнка. Если у ребёнка биополе ниже, чем у родителей, он в любом случае чувствует с их стороны некое подавление, испытывает страх. Важно, чтобы родители это знали и приняли меры.

В данном случае было предложено проведение семейного коучинга. 

Как происходила коррекция самооценки:

Встреча с девочкой-подростком: анализ ситуации, где проявилась заниженная самооценка. Выявление природных  качеств девочки и их проявления (тест по дате рождения, вопросы). Определение, что испытывает девочка  в момент своего поступка или после него,  как конкретно это отражается  на ощущениях в теле. Коуч учитывает систему  взаимодействия «мысль + чувство + ощущение», как проявляется в теле ощущение дискомфорта после неумения сказать «нет»,   где локализуется это ощущение. Упражнение «Какая Я» для укрепления самооценки.Сбор информации по ситуациям общения с мамой. 

Что можно и нужно  корректировать?  Важность развития рефлексии (что я сделала, к чему это привело, как можно было поступить иначе, чтобы получить другой результат)..

В семье надо  обсуждать поступки с точки зрения «альтруизма -эгоизма» (метафора — мультфильм «Каникулы Бонифация»). Научить новому реагированию в  ситуациях, когда  в значимом окружении задевают чувство собственного достоинства.  Как спокойно давать обратную связь об отношении к себе (как правильно завершить ситуацию), продолжая общение.  Как,  ограничивать общение или прекращать его,  при невозможности влияния на ситуацию или с людьми, мало значащими для девочки. Важен выбор слов в каждой конкретной ситуации. В семье лучше не давать прямых комментариев, а рассказывать удачно завершённые истории либо о себе, либо из жизни семьи, родственников, либо из книг, фильмов. 

Хорошая самооценка и умение сказать нет  будет складываться из взаимодействия в семье и  затем проявляться выноситься в социум. Поэтому предписание такое: вести общение с учётом точки зрения ребёнка, высказываясь с чувством, употребляя оборот «что, если бы…», рассказывая , какие конкретно чувства лично у вас вызывает та и или иная ситуация общения. Много обсуждать и  вместе смотреть кино, обсуждая героев фильма.

Техника личного редактирования нескольких ситуаций общения. Техника личного редактирования не только корректирует в памяти то, что произошло, но и обучает  тому, как поступить в следующий раз, то есть создаёт новую стратегию поведения. Задание: выбрать любой образ из книги, фильма, где поведение героини нравится девочке, и она хотела бы быть на неё похожей.

Анализ поведения героини из фильма «Холодное сердце» (образ, который нравится ребёнку).  Соединение (ассоциация)  с этим образом. Задание — в жизни проявить желаемые качества.

Встреча с мамой. Анализ  всей семьи. Личное редактирование ситуаций общения с дочерью.

 «Как сделать более органичным обратную связь и своё поведение». Упражнение «Моя дочь через 10 лет». Определение психологического возраста девочки. Упражнение «Разговор от сердца».

Занятие  с девочкой «Обаяние. Самооценка. Интересный человек». Создание ресурсов для нового поведения. Цели на учебный год. 

Обаяние — это сочетание внешних характеристик и внутреннего содержания, культурное богатство  человека. Лицо, фигура, веселость, естественность, выразительность взгляда, аккуратность, умение следить за собой, элегантность , манеры поведения, развитие мышления, интеллекта, собственный взгляд на жизнь, своё мнение, вкус. стиль, культура поведения.

 Свои качества женственности, которые   девочка оценила  на 10 баллов — привлекательность, грация, радость, заботливость, творчество. Что развивать в течение 3-5 лет, по мнению девочки: интуиция, домовитость, мудрость, загадочность.

Как правильно реагировать на критику. Разбор 2-х ситуаций.  Создание новой реакции на критику.

Как формировать самооценку  и умение говорить

 

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ САМООЦЕНКИ
Инструкция к тесту
Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас перечисленные ниже
состояния по такой шкале:
Очень часто – 4 балла
Часто – 3 балла
Иногда – 2 балла
Редко – 1 балл
Никогда – 0 баллов
Тестовый материал
1. Я часто волнуюсь понапрасну.
2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
3. Я боюсь выглядеть глупцом.
4. Я беспокоюсь за свое будущее.
5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
6. Как жаль, что многие не понимают меня.
7. Чувствую, что не умею как следует разговаривать с людьми.
8. Люди ждут от меня очень многого.
9. Чувствую себя скованным.
10.Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
11.Многие меня ненавидят.
12.Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.
13.Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
14.Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
15.Я часто допускаю ошибки.
16.Как жаль, что я не умею говорить с людьми как следует.
Уровни самооценки:
10 баллов и менее – завышенный уровень
11-29 баллов – средний, нормативный уровень реалистической оценки своих
возможностей.
Более 29 – заниженный уровень

Автор

Елена Яворская

Психолог-кинезиолог, инструктор по гимнастике мозга, член Межрегиональной Ассоциации профессиональных кинезиологов (специализация - коррекция стресса и создание ресурсного состояния). Сертифицированный коуч-практик, консультант по вопросам: ОТНОШЕНИЯ, СЕМЬЯ, ДЕТИ, ЗДОРОВЬЕ, ЛИЧНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Елена Яворская: психолог-кинезиолог, лайф-коуч © 2014