Этим летом я стала замечать, что мои собственные дети (12 и 15 лет) всё чаще комментируют мои действия с точки зрения «правильно-неправильно»… Сначала немного зависла в реакции на это — то ли сопротивляться (то есть встать в позу родителя), но это может вызвать конфликт, то ли сыграть на этой ситуации в пользу взросления? Решила сыграть, согласиться и даже отметила пользу замечания и внимательность ко мне…
Дети взрослеют… Как быть маме? С позиции коуча — «что в этом полезного?» я посмотрела совсем иначе: когда я меняюсь местами с ребёнком (эпизодически!), то помогаю ему взрослеть, получать новый опыт, рефлексировать, проявлять свой стержень личности.
Кроме того, у обоих моих детей психотипы руководителей, и неизбежно они будут пытаться кем-то руководить, воспитывать, влиять.
А готова ли я к этому? Поменяться ролями? Не заденет ли это мой родительский авторитет? Я же мама! Я же права! затем понаблюдав за событиями дня, поняла, что нет, не задело, зато значимость личности детей растёт, самоуважение тоже, и заодно их вклад в жизнь семьи.
Создание в человеке новых мыслей, чувств и ощущений — процесс поступательный и неизбежный, как смена времён года. Появляются новые зрительные образы, новые поступки, интерпретации, постепенно идёт запись новых файлов в голове, в душе, в теле, у ребёнка возникают новые нейронные связи головного мозга, что приводит к появлению новой стратегии поведения и взрослению. Получается, своей новой реакцией я как будто «выращиваю» новые стратегии поведения моих детей. Участвуя в создании их нового образа себя, я радуюсь их новым проявлениям, закрепляю их поощрением, увеличиваю «политический вес» каждого внутри семьи, и именно поэтому я могу даже нагрузить новой ответственностью (ты уже можешь!), и ещё укрепляю самооценку, создаю защищённость, проявляю мудрость.
Как взрослые относятся к взрослению своего ребёнка чаще всего?
- не замечают,
- удивляются (радуются или возмущаются),
- сопротивляются новым способам поведения, общения своего ребёнка, критикуя его,
- управляют поведением ребёнка, делая его удобным для себя,
- отмечают качество изменений и корректируют их относительно неких своих критериев..
А как поступаете ВЫ?
Чему ещё надо научить своего ребёнка, чтобы он стал успешным?
Личные навыки:
-Постановки и достижения своих целей.
-Навык бесконфликтного общения с людьми.
-Поддержания своего здоровья.
-Навык соблюдения норм и правил. Понимание ситуации.
-Навык благодарности.
-Критическое мышление, реакция на критику.
-Умение говорить о своих чувствах.
-Искать опору в себе.
-Навык принятия решений.
Социальные навыки:
Уважение других людей, их точки зрения.
Навык самопрезентации, публичных выступлений.
Умение продавать.
Навык обращения с деньгами.
Навык дипломатичности, ведения переговоров.
Умение отказываться от рискованных предложений.
Умение строить отношения с семьёй и значимыми людьми.
Навык осознания негативных влияний и сопротивления им.
Оцените по 10-балльной шкале, как проявляются эти качества и навыки сначала у себя, а затем у своего ребёнка (12-18 лет).
Один из способов вырастить навык благодарности: